15 октября 2019 года членами СНО под руководством зам.декана по НиИР, кандидата педагогических наук Т.Н. Семеновой был организован конкурс мини-эссе со студентами 1 курса направления подготовки "Специальное (дефектологическое) образование" на тему «Искусство речи дефектолога: необходимость или ненужные хлопоты?». Целью конкурса являлось развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, а также усиление совместной работы преподавателя и студентов в научной сфере. Основными критериями оценки работ были: оригинальность мышления, научное изучение вопроса, аргументация основных положений эссе, мнение автора по исследуемой проблеме и ее осмысление. По результатам конкурса лучшими работами были признаны работы Прокопьевой Ирины, Мосиной Татьяны, Терентьевой Екатерины, Тимофеевой Екатерины. В целом, по содержанию эссе и по итогам мероприятия студенты пришли к выводу, что высокое искусство речи педагога-дефектолога - это актуальная задача. Необходимо помнить,что одним из основных механизмов овладения родным языком детьми и в норме, и при патологии является активное подражание: дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. Одно из направлений профессиональной деятельности дефектолога и логопеда является формирование устной речи и навыков речевого общения у детей с ОВЗ. Правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность высказываний, умение не только говорить, но и слышать ребенка; умения соблюдать основные орфоэпические нормы, нормы образования и изменения слов; отсутствие в речи элементов, чуждых родному литературному языку; владение различными средствами выразительности речи - вот лишь некоторые из требований к речевому образцу педагога. Его богатый лексикон способствует не только расширению словарного языка ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи. Немаловажно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Т.Н. Семенова