13 апреля 2018 года со студентами 2 курса профиля "Дошкольная дефектология" и 3 курса профиля "Логопедия" была проведена деловая игра на тему: "Развитие связной речи дошкольников с ОНР на материале художественных произведений И.Я. Яковлева", организованная доцентом кафедры коррекционной педагогики Т.Н. Семеновой в рамках реализации Плана мероприятий к 170-летию со дня рождения чувашского просветителя. Студенты представили разработанные ими планы-конспекты занятий по познавательно-речевому развитию дошкольников с общим недоразвитием речи на материале текстов некоторых детских рассказов, написанных великим чувашским просветителем. Детская художественная литература является эффективным средством познавательно-речевого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития детей с недоразвитием речи. Рассказы и сказки обогащают эмоциональную сферу детей раннего и дошкольного возраста, развивают воображение и дают им прекрасные образцы родного языка. В рассказах дети с речевыми расстройствами познают точность и лако-ничность слова, улавливают в них интонационную выразительность, напевность, ритмичность и образность речи, юмор и метафорические сравнения.
Представляем один из планов-конспектов, разработанный на материале рассказа И.Я. Яковлева для детей «Петух».
«Есть у нас большой красный петух. Каждый раз ровно в полдень взлетает он на телегу и громко поёт: «Кука-ре-ку-у!» Голос у него - прямо за-слушаешься, хвост - загляденье, колесом. Гребешок у петуха большой, ноги мохнатые, шпоры длиннющие. А ваш петух каков?»
Словарная работа на основе наглядного материала: «полдень» - половина дня между восходом и заходом Солнца; «телега» - четырёхколёсная грузовая повозка, в которую обычно впрягают лошадей; «мохнатый» - покрытый, обросший шерстью, волосами; «шпоры» – острый коготь на ноге у петуха, которым они пользуются во время драк; «гребешок» – верхняя часть головы петуха.
Беседа по содержанию текста: «Какой у них петух? Когда петух взлетает каждый раз на телегу? Что делает петух ровно в полдень? Куда взлетает петух ровно в полдень? Как поет петух? Почему голосом петуха можно заслушаться? Почему у петуха хвост – загляденье? Почему у петуха хвост – колесом? Какой у петушка гребешок? Какие у пе-туха ноги? Какие у петуха шпоры?»
Динамическая пауза: дети стоят лицом в круг, в центре – ребенок в шапочке петуш-ка. Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крылья-ми: «Трух-тух-тух-тух! Ходит по двору петух. Сам – со шпорами, хвост – с узорами! Под окном стоит, на весь двор кричит! Кто услышит – тот бежит! «Петух» также идет по круг, но в противоположную сторону. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыль-ями» и кричит «Ку-ка-ре-ку!». Дети разбегаются, «петух» догоняет.
Речевые игры и упражнения по содержанию текста: каких еще домашних птиц Вы знаете? (активизация словаря существительных); как петух кричит «Кука-ре-ку-у!» (на одном выдохе, пропевая гласные звуки) как он кричит, когда он далеко (громко), когда он - близко (развитие силы голоса и речевого дыхания); посчитаем, сколько петухов на картинке (согласование существительных с числительными); скажи наоборот: мохнатый – гладкий, лысый, голый, гладкошерстный (активизация словаря антонимов).
Повторное чтение текста, а затем – пересказ содержания рассказа детьми.