8 февраля 2019 г. в День российской науки доцентом кафедры коррекционной педагогики Т.Н. Семеновой были проведены дебаты на тему «Влияние современных гаджетов на познавательно-речевое развитие детей: плюсы и минусы» рамках изучения дисциплины «Теория и методика развития речи детей с ОВЗ» со студентами 2 курса профиля «Дошкольная дефектология». Компьютеры и интернет-технологии постепенно входят в жизнь даже самых маленьких детей и становятся одним из эффективных средств обучения и коррекции. Студенты попытались выделить как положительные, так и отрицательные стороны применения ИКТ-технологий в разитии детей дошкольного возраста. Команда студентов, выступающая за плюсы гаджетов в своих доводах отразили следующее: они развивают моторику пальцев, ребенок непроизвольно запоминает определенные цифры и буквы, а слушая мелодии и рассматривая картинки на экране, он совершенствует слуховое и зрительное восприятие; благодаря ноутбукам, смартфонам и планшетам родители теперь знают, чем занять маленького непоседу в длинной очереди в больнице, во время автомобильной поездки (не нужно брать с собой целый ворох игрушек ); современные электронные «читалки» способны заменить целое книгохранилище; многие компьютерные игры содержат действительно полезную информацию, способствующую развитию познавательных процессов и получению новых умений и навыков; некоторые приложения учат малышей грамоте, математике, рисованию, развивают внимание, память и логическое мышление; познавательные мультфильмы помогут в ненавязчивой форме передать ребенку новые знания об окружающем мире. Команда, представляющая минусы применения гаджетов настаивала на негативном воздействии на физическое развитие и здоровье (если малыш проводит за монитором больше получаса в день, есть риск, что через шесть месяцев острота его зрения значительно снизится, ведь детские глаза испытывают огромную нагрузку; осанка – дети за компьютером часто сутулятся, что чревато искривлением позвоночника; головной мозг – от длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в конечностях, внутренних органах, страдает, в том числе, и головной мозг, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти). Они упомянули тот факт, что гаджеты не дают возможность потрогать со всех сторон предмет, изучить его свойства с использованием не только зрительного анализатора. Ни один смартфон не заменит детям настоящей работы с различными материалами, радость от создания чего-то нового своими руками.
Подводя итоги дебатов, студенты пришли к выводу, что несмотря на все плюсы гаджетов, нельзя допускать, чтобы малыш находился за компьютером больше установленных возрастных норм. Так, детям до трех лет не следует сидеть за ноутбуком больше часа в день, а каждые 20 минут необходимо устраивать физминутку для глаз. Необходимо придерживаться возрастных рекомендаций, указанных к компьютерным играм и мультфильмам. И, конечно, не стоит запрещать детям пользоваться современными достижениями техники. Мы живем в век технологий и прогресса, а значит, навыки и умения в этой области пригодятся малышам в будущем. Но при этом нельзя реальное общение с ребенком подменить никакими, даже самыми дорогими и новомодными устройствами.